Но раз возникнув, зло, как и добро, становится многочастно, многообразно и многолико, оно существует уже и как
космическое начало, — зло в природе, и как антропологическое, — злая воля в человеке.
Всякое сознание обусловленности общественной жизни объективными
космическими началами представляется порождением «буржуазного» мышления тем, которые мыслят «пролетарски», [Под «пролетарским» я понимаю особый тип мысли, а не мышление рабочих, которые могут мыслить и иначе.] т. е. без всяких традиций мысли, без всяких связей с глубокими истоками жизни.
Неточные совпадения
Это
космическое прельщение прельщало и соблазняло многих в
начале XX века.
Основная тема русской мысли
начала XX в. есть тема о божественном космосе и о
космическом преображении, об энергиях Творца в творениях; тема о божественном в человеке, о творческом призвании человека и смысле культуры; тема эсхатологическая, тема философии истории.
Чистая мистика переживаний, мистика субъективная и духовная ниже мистики языческой, в которой было
начало объективно-космическое.
Впрочем, возрождение языческое может иметь значение для возрождения христианского потому, что в язычестве было объективно-космическое
начало церкви и правда язычества может быть противопоставлена субъективности протестантизма и духовного христианства.
Мысль первее нашего разума, «в
начале бе Слово», и хотя наш теперешний разум вовсе не есть нечто высшее и последнее, ибо он может и должен быть превзойден, но превзойти мысль уже невозможно — она есть онтологическое определение
космического бытия, соответствующее второй божественной ипостаси Логоса: «вся тем быша, и без него ничто же бысть, еже бысть» (Ио. 11:3).
Как энтелехия мира, в своем
космическом лике София есть мировая душа, т. е.
начало, связующее и организующее мировую множественность, — natura naturans по отношению к natura naturata.
Эта «земля» есть поэтому как бы
космическая София, ее лик в мироздании, женское его
начало, которое имеет силу, по творческому слову «да будет», производить из себя твари, рождать от него [Каббала на своем реалистическом языке так изображет это сотворение земли и всего, что из нее произошло: Et Celui qui est en haut est le Pere de tout, c'est lui qui tout cree; c'est lui qui a fecondee la terre, qui est devenue grosse et a donne naissance ä des «produits».
Грехопадение это, которое по своему значению было
космическим, произошло, конечно, не в душе мира, как Ангеле-Хранителе твари, не в божественной Софии [Некоторая двусмысленность и неясность по этому основному вопросу свойственна учению Вл. С. Соловьева, который приписывает грехопадение то мировой душе, то Адаму.], не в «
Начале».
В натурализм впадают и тогда, когда утверждают идеальные
начала космоса, когда учат о Софии, пронизывающей и окутывающей всю
космическую жизнь.
Под рождением нужно понимать не только рождение детей в узком смысле слова, но и всякую жертвенную отдачу своей энергии и материи,
начало космическое в отличие от личного.
Для Бахофена пробуждение духа и личности, т. е.
начала солнечного и мужского и победа его над исконным господством матриархата, над первобытным
космическим коммунизмом, над женской религией земли и подземных богов, есть положительный
космический процесс.
Не только в природе, но и в истории есть эта хаотическая, буйная стихия. И Тютчев предчувствует исторические катастрофы, торжество сил хаотических, которые опрокинут космос. Тютчев консерватор, который не верит в прочность консервативных
начал и устоев. Он строит реакционную утопию для спасения мира от хаотической революции. Он воображал, что христианством можно пользоваться как консервативной силой. Его чисто политические стихотворения слабы, замечательны лишь его
космические стихотворения.
Тут
космическая стихийная основа человека опрокидывает лично-человеческий элемент, который был более связан с аполлоническим
началом.
В миропорядке мужское и есть по преимуществу антропологическое, человеческое
начало, женское —
начало природное,
космическое.
И в глубине
космического кризиса свершается преодоление рождающего пола, материнства, как
начала мирового, т. е. избавление от материи, освобождение от родовой жизни через раскрытие девственности, андрогинического образа человека творящей, а не рождающей жизни антропоса.
Лишь иерархические
начала свидетельствуют о
космическом ладе вселенной.
Личное
начало неразрывно связано с иерархизмом, с
космическим строем вселенной, оно предполагает различия, возвышения, качественные несходства.